Профессиональный поиск
RUEN
На главную Поиск Карта сайта
(495) 363-03-06

 

Эффективный поиск и профессиональный анализ информации. Архив СМИ с 1994 г.

Презентация: Возможности Public.ru

Демо-доступ к Public.ru Оформить заявку
Public.ru в соцсетях
Public.ru в соцсетях

Главная страница

Лидеры оппозиции в российских СМИ

26 июня 2012 года

Первая, после принятия в России нового закона о митингах, масштабная акция оппозиции - "Марш миллионов" - прошла 12 июня в Москве без происшествий и задержаний. Данные о численности митингующих у полиции традиционно разошлись в несколько раз: в ГУМВД по Москве сообщили о 18 тысячах марширующих и 15 тысячах митингующих. Оппозиция заявила, что полиция "не умеет считать" и участников было значительно больше. Но, все же, объективно, ни о каких миллионах, вышедших на улицы граждан, говорить уже не приходится. Прогнозируя дальнейшее снижение интереса граждан к протестным выступлениям, эксперты отмечают, что для сохранения и развития потенциала оппозиции требуется существенное расширение репертуара самих протестных действий.

Интернет-библиотека СМИ Public.ru проследила, какие из протестных акций вызвали наиболее пристальный интерес журналистов и экспертного сообщества. При подсчетах упоминаемости в Public.Ru учитывались, как непосредственно публикаций о ходе события, так и долговременные волны упоминаний, когда журналисты и эксперты неоднократно возвращались в своих текстах к опыту первых уличных протестов. 

Самым обсуждаемым в СМИ стал первый «Марш миллионов», прошедший 06.05.201217 047 упоминаний. Следующими, по уровню устойчивого интереса прессы, стали прошлогодние: митинг на просп. Сахарова (24.12.2011) – 14 401 упоминание и первый митинг на Болотной площади (10.12.2011) – 13 973 упоминаний в СМИ. Меньше всего сообщений в прессе было по «Контрольной прогулке» писателей в мае 2012 – 1 890 упоминаний и по акции «Белый круг», прошедшей в феврале 2012 – 2 360 упоминаний в СМИ.

Захлестнувшая Россию волна протестного движения, митингов и демонстраций сплотила в своих рядах лидеров различных политических партий и движений, гражданских объединений и союзов.

Лидером рейтинга упоминаемости в СМИ от Public.Ru стал Сергей Удальцов («Левый фронт») - более 23 тысяч упоминаний, начиная с 1 января 2012 года, в статьях федеральных и региональных печатных СМИ, на лентах Информагентств, в передачах центральных теле- и радиоканалов, а также на Интернет ресурсах (по фондам Интернет-библиотеки СМИ Public.ru).

Активный интерес СМИ вызвала у СМИ и протестная деятельность организатора «Роспила» Алексея Навального - 21 183 упоминания в российских СМИ и вторая позиция в рейтинге Public.Ru.

Место в рейтинге Персона Количество упоминаний в СМИ
1 Сергей Удальцов 23519
2 Алексей Навальный 21183
3 Борис Немцов 12269
4 Ксения Собчак 11549
5 Илья Яшин 8912
6 Эдуард Лимонов 7523
7 Илья Пономарев 7384
8 Владимир Рыжков 6313
9 Юрий Шевчук 6142
10 Геннадий Гудков 5355
11 Сергей Митрохин 5308
12 Дмитрий Гудков 4862
13 Борис Акунин 4784
14 Михаил Касьянов 4685
15 Ольга Романова 3925
16 Дмитрий Быков 3699
17 Евгения Чирикова 3637
18 Леонид Парфенов 3285
19 Олег Козловский 2707
20 Оксана Дмитриева 2173


Третье место по упоминаемости в российских СМИ принадлежит оппозиционному политику, лидеру «Солидарности» Борису Немцову (12 270 упоминаний), чья персона популярна у прессы, чуть более, чем Ксения Собчак, находящаяся на четвертой позиции рейтинга (11 549 упоминаний). Замыкает ТОП-5 еще один лидер движения «Солидарность» Илья Яшин – 8 912 упоминаний в российских СМИ с января 2012 года. Далее в рейтинге расположились такие оппозиционеры, как Эдуард Лимонов, Илья Пономарев, Владимир Рыжков, Геннадий и Дмитрий Гудковы, Юрий Шевчук и т.д.

увеличить

 

Блогосфера, ставшая в свое время питательной средой для виртуального гражданского протеста, давно вылившегося в протест реальный, сейчас, по-прежнему, остается главным рупором лидеров оппозиции и гражданских активистов. Жаркие баталии происходят не только на центральных площадях городов, в теле-эфире или на страницах прессы. На площадках социальных медиа ведутся не менее эмоциональные словесные поединки. Появляясь в Интернет-пространстве громкие заявления лидеров протестного движения, комментарии по происходящему или иллюстрации текущих событий моментально отслеживаются и тиражируются традиционными СМИ.

Интернет-библиотека СМИ Public.ru составила рейтинг* самых цитируемых в СМИ блогов, которые ведут активисты протестного движения. 

Место в рейтинге упоминаемости в СМИ Место в рейтинге цитируемости блога Персона  Количество цитат материалов блога в СМИ
2 1 Алексей Навальный  2980
1 2 Сергей Удальцов  1760
4 3 Ксения Собчак  1410
7 4 Илья Пономарев  510
5 5 Илья Яшин  489
12 6 Дмитрий Гудков  440
15 7 Ольга Романова  320
11 8 Сергей Митрохин  296
16 9 Евгения Чирикова  291
6 10 Эдуард Лимонов  210
3 11 Борис Немцов  110
8 12 Владимир Рыжков  90
10 13 Геннадий Гудков  74
20 14 Оксана Дмитриева  55
14 15 Михаил Касьянов  40
13 16 Борис Акунин  20
19 17 Олег Козловский  15
17 18 Дмитрий Быков  10
18 19 Леонид Парфенов  5
9 20 Юрий Шевчук  1

* В рейтинге учитывались процитированные СМИ сообщения персоны в Твиттере, персональном блоге, ЖЖ, Facebook и т.д.

 

Несмотря на бо́льший интерес прессы к деятельности Сергея Удальцова, лидерство по цитируемости материалов блога в СМИ, тем не менее, за Алексеем Навальным. Первое место в рейтинге самых цитируемых прессой блогеров, в первой половине 2012 года, принадлежит непримиримому борцу с коррупцией Алексею Навальному – почти 3 000 цитат. Блог Сергея Удальцова традиционные СМИ цитировали почти в два раза реже - около 1 760 раз, ему принадлежит вторая позиция в рейтинге.

Третье место за Ксенией Собчак. Пресса не только много и с удовольствием пишет о ней, но и цитирует записи ее блога и Твиттера – около 1500 раз. Четвертая и пятая позиции принадлежат, соответственно, Илье Пономареву (510 цитат) и Илье Яшину (490 цитат в СМИ).

Надо отметить, что не все Интернет-дневники известных персон пользуются популярностью. Например, занявший третью позицию в рейтинге упоминаемости в СМИ Борис Немцов по цитируемости материалов блога не вошел в десятку и занимает 11 место.

Интернет-реплики Дмитрия Гудкова, Ольги Романовой, Сергея Митрохина, Евгении Чириковой напротив, вызвавшие интерес у прессы позволили им подняться в рейтиге и войдя в топ-10 занять, соответственно, 6, 7, 8 и 9 места.

увеличить

Однако, несмотря на достаточно высокий интерес СМИ к лидерам оппозиции и их активность в блогосфере они, все еще мало известны гражданам своей страны за пределами ее столицы. Так по данным, недавно опубликованного опроса Фонда "Общественное мнение", лидеры упоминаемости в СМИ Удальцов и Навальный не известны почти 65 % граждан различных регионов России, а широко известна лишь Ксения Собчак - о ней не слышали только 8 % респондентов опроса ФОМ в регионах. Возможно, запланированные летние агитационные поездки оргкомитета «Марша миллионов -3», намеченного на осень 2012, послужат исправлению подобного казуса.

Интернет-библиотека СМИ Public.ru провела сопоставления упоминаемости политиков «новой волны» в прессе и данными ФОМ по узнаваемости лидеров оппозиции в регионах.

 

Место в рейтинге упоминаемости в СМИ Место в рейтинге цитируемости блога Персона Данные ФОМ. Респонденты не знают персону, %
3 4 Ксения Собчак 8
11 3 Борис Немцов 24
19 18 Леонид Парфенов 34
20 9 Юрий Шевчук 42
10 6 Эдуард Лимонов 53
16 13 Борис Акунин 59
1 2 Алексей Навальный 64
2 1 Сергей Удальцов 65
5 5 Илья Яшин 69
14 20 Оксана Дмитриева 74
13 10 Геннадий Гудков 76
18 17 Дмитрий Быков 79
9 16 Евгения Чирикова 79
6 12 Дмитрий Гудков 79
17 19 Олег Козловский Нет данных
15 14 Михаил Касьянов Нет данных
12 8 Владимир Рыжков Нет данных
8 11 Сергей Митрохин Нет данных
7 15 Ольга Романова Нет данных
4 7 Илья Пономарев Нет данных

 

Низкий уровень известности многих из лидеров оппозиции и гражданских активистов именно в регионах, в первую очередь, связан с отсутствием в повестке столичных митингов и шествий социального аспекта и предложений по решению конкретных «земных» проблем, что делает протестное движение отстраненным и мало интересным для подавляющего большинства населения российских регионов.
Оппозиции необходимы не только новые протестные формы, ориентированные на региональный менталитет, но и целевое «вхождение в народ», как силы контролирующей власть, в тех вопросах, которые реально волнуют людей. Социальные инициативы и «истории успеха» в борьбе за интересы граждан могут принести оппозиционному движению, не только популярность, но и реальную поддержку масс.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Замеры частоты упоминаемости персон и событий по данной теме проводились по федеральным и региональным общественно-политическим и деловым печатным изданиям, интернет-СМИ, лентам информационных агентств, по передачам центральных теле- и радиоканалов, а также по Интернет ресурсам из собственных фондов Public.Ru (более 4 000 изданий в целом). Период мониторинга упоминаемости митингов и протестных акций – декабрь 2011 – июнь 2012 года. Период мониторинга упоминаемости персон и цитат блогосферы январь-июнь 2012 года. Для поиска в системе материалов по заданной теме было составлено три поисковых запрос на специальном «языке запросов» включающих имена собственные и тематическую семантику, т.е. ключевые слова, словосочетания, устойчивые выражения присущие конкретной проблематике. Выборка материалов подверглась автоматическому анализу с помощью сервиса Public.Ru «Медиастатистика». Последний этап это «ручной» отбор и контент анализ найденных материалов.  

©2000—2016
АО «Публичная библиотека»
Интернет-библиотека СМИ Public.Ru: мониторинг СМИ, обзор прессы, медиа-анализ
18+
Политика конфиденциальности
О библиотеке

    Rambler's Top100