Профессиональный поиск
RUEN
На главную Поиск Карта сайта
(495) 363-03-06

 

Эффективный поиск и профессиональный анализ информации. Архив СМИ с 1994 г.

Презентация: Возможности Public.ru

Демо-доступ к Public.ru Оформить заявку
Public.ru в соцсетях
Public.ru в соцсетях

Главная страница

Проблема освещения в российских СМИ тем благотворительности и социальной ответственности

Мониторинг за 2010 год

Мониторинг за 2011 год


Согласно классическому определению Еврокомиссии, корпоративная социальная ответственность (corporate social responsibility, CSR) является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды.

Cистема медиапоиска и анализа Public.Ru по заказу Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) в новом исследовании оценила степень внимания средств массовой информации в 2011 году к остро-социальным проблемам общества, к деятельности негосударственных общественных организаций, волонтерских движений, благотворительных фондов, организаций, выступающих в поддержку незащищенных слоев населения: малоимущих, сирот, детей, инвалидов, вич-инфицированных, людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, лицам БОМЖ, а также объединений, созданных для помощи и социальной адаптации наркозависимых, беженцев и мигрантов и т.п.

Замеры частоты упоминаемости публикаций по данной теме проводились по федеральным и региональным общественно-политическим и деловым печатным изданиям, интернет-СМИ из собственных фондов Public.Ru (более 3 700 изданий в целом). Период мониторинга 2011 год. Для поиска в системе материалов по заданной теме был составлен поисковый запрос на специальном «языке запросов» включающий тематическую семантику, т.е. слова, словосочетания, устойчивые выражения присущие конкретной проблематике. Выборка материалов подверглась автоматическому анализу с помощью сервиса Public.Ru «Медиастатистика». Последний этап это «ручной» отбор и контент анализ найденных материалов.

Первое исследование по теме социальной ответственности СМИ аналитическая служба системы медиапоиска и анализа Public.Ru проводила в 2010 году, что позволяет сравнить количество материалов, подпадающих под понятие «социальных» с годом 2011 и отметить весьма незначительное увеличение их - в 0,8 раза. А также, социально-направленные публикации занимают в среднем не более 2% от общего количества публикаций прессы в течение 2011 года.

По итогам мониторинга составлен общий рейтинг российских СМИ, наибольшее внимание уделявших освещению социальной проблематики на протяжении 2011 года.

 

Топ-20 СМИ в теме социальной ответственности за 2011 год.

1 Kavkaz-uzel.ru (Москва)
2 Gazeta.ru (Москва)
3 Vesti.ru (Москва)
4 Regions.ru (Москва)
5 Fontanka.ru (Санкт-Петербург)
6 Vz.ru (Москва)
7 Lenta.ru (Москва)
8 Российская газета (Москва)
9 Oilru.com (Москва)
10 Коммерсантъ (Москва)
11 Grani.ru (Москва)
12 Известия (московский выпуск) (Москва)
13 NewsProm.Ru (Тюмень)
14 Rusnovosti.ru (Москва)
15 Московский комсомолец (Москва)
16 Волгоградская правда (Волгоград)
17 Polit.ru (Москва)
18 Московская правда (Москва)
19 Pravda.ru (Москва)
20 Новая газета (Москва)


Все три лидирующих в рейтинге издания являются интернет-СМИ.

Как и в 2010 году лидером нынешнего общего рейтинга СМИ стало интернет-издание «Кавказский узел» (кavkaz-uzel.ru). Большинство публикаций заявленной тематики в данном издании освещают деятельность правозащитных организаций, поднимают тему защиты и социальной адаптации женщин южных республик, вопросы соблюдения гражданских и политических свобод в России: на Северном Кавказе, Осетии, в Грузии и Армении. Значительный пласт материалом посвящен экологической проблематике, защите и сохранению уникальных природных ареалов южных территорий.

На второй позиции Интернет-издание Gazeta.ru. Это издание почти в равной мере внимательно ко всем темам социальной направленности. С небольшим перевесом в материалах этого издания лидируют темы защиты окружающей среды и проблемам аптечных наркотиков и наркозависимых.

Информационный канал Vesti.ru, занимающий третью позицию рейтинга, публиковал материалы о проблемах защиты окружающей среды, статьи о работе неправительственных организаций борющихся с наркоманией, а также о деятельности некоммерческих организаций, помогающих детям.
Отдельный рейтинг СМИ активных в теме социальной ответственности, составлен для ведущих федеральных изданий, газет и журналов.


Топ 15 ведущих СМИ в теме социальной ответственности за 2011 год.

1 Российская газета
2 Коммерсантъ
3 Московский комсомолец
4 Комсомольская правда
5 Ведомости
6 Независимая газета
7 Профиль
8 Аргументы и факты
9 Огонек
10 Власть
11 Коммерсантъ-Деньги
12 Итоги
13 The New Times
14 Эксперт
15 Известия (федеральный выпуск)

О чем пишут СМИ

В результате анализа общей выборки статей на остро-социальные темы за 2011 год, стало возможным выделить девять позиций – профили общественных организаций оказывающих помощь и поддержку разным социальным группам населения.

 

 

Наибольшее внимание СМИ в рамках социальной тематики уделяли организациям, работающим с детскими проблемами – порядка 40% от общего количества публикаций - такими как: помощь больным детям, помощь детям оставшимся без надзора, помощь детям из неблагополучных семей и т.д.

Около 19% публикаций поднимают экологические проблемы и освещают деятельность фондов по охране окружающей среды.

Проблематику помощи и социальной реабилитации инвалидов описывают около 12% публикаций.

Работу благотворительных фондов и общественных объединений, занятых помощью и реабилитацией людей, страдающих наркотической зависимостью, а также организаций социальной и медицинской помощи ветеранам затрагивают в 10% статей в равной степени.

Примерно 5% материалов в СМИ посвящено помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, несовершенно-летним матерям, насилию в семье.

Помощь лицам без определенного места жительства (БОМЖ) и благотворительные организации ее осуществляющие, фигурируют в 2% от общего количества публикаций по теме.

По одному проценту приходится на статьи о работе фондов, заботящихся об ВИЧ-инфицированных людях и на организации помогающие сохранить вымирающие и малые народности.

 
По характеру упоминаний материалы на социальную тематику на страницах российских изданий можно условно разделить на четыре категории:

1. Самая большая часть материалов это – «разовые упоминания» фондов, организаций, персон. Порядка 65% от общего количества тематических статей.

2. Следующая категория – «короткие информационные сообщения», анонсы о мероприятиях, акциях и т.п. проводимых благотворительными организациями – около 20%.

3. Третья категория – это «собственные проекты изданий» - публикации в поддержку благотворительных проектов, в которых издания являются учредителями, партнерами или участниками. Как правило, выходят регулярно, на постоянной основе. Эта категория представляет собой примерно 10% публикаций.

В качестве примеров «собственных проектов компаний» можно привести следующие:

Самый крупный и известный, инициативы которого поддерживаемы многими ИД, газетами и журналами «Русфонд», учредителем является «Коммерсантъ». Материалы в поддержку фонда размещают Газета.ру, Эхо Москвы, Кавказский узел и пр.

В газете «Ведомости» выходит спецвыпуск «Благотворительность».

ИД «Аргументы и Факты» известен своим благотворительным фондом «АиФ. Доброе сердце».

Журнал «Профиль» предоставляет площади для публикаций «Союзу благотворительных организаций России».

«Российская газета»
на своих страницах пишет о благотворительных фондах "Справедливая помощь " и "Лига здоровья нации", а также посвящает остро-социальным проблемам еженедельный выпуск «толстушки».

4. Четвертая категория - развернутые материалы по теме, аналитические статьи это всего лишь небольшая часть – около 5% публикаций от общего количества. Развернутые аналитические материалы, затрагивающие проблемные моменты в деятельности негосударственных гражданских объединений, фондов (финансовые трудности, невнимание властей, отсутствие поддержки государственных институтов, проблемы с общественным приятием и т.д.) встречаются крайне редко и лишь на страницах отдельных СМИ.

 

 

Несколько современных тенденций

По итогам 2010 года мы говорили о том, что деятельность официально зарегистрированных социально-направленных организаций, которые проводят мероприятия, имеющие статус официальных, а также отдельные социальные акции крупных компаний или государственных структур - все же находили информационную поддержку со стороны СМИ.
Чего нельзя было сказать о негосударственных, волонтерских или добровольческих акциях и отдельных гражданских инициативах. Они в 2010 году фактически оказались за границами внимания большинства изданий.

По итогам 2011 года можно смело говорить о значительном прорыве в этом отношении. Сегодня и традиционные и электронные СМИ все чаще формируют свой контент, цитируя сетевых авторов, заимствуя фото и видео материалы и выводя на первые полосы резонансные события блогосферы. Только за последний год цитируемость материалов блогосферы и сервисов общения в традиционных СМИ увеличилась вдвое. Это произошло и в отношении социально-направленных выпусков блогосферы. Материалы мониторинга 2011 содержат значительный пул публикаций берущих начало в социальных медиа.
В ТОП 10 самых громких событий «вырвавшихся» из блогов на страницы традиционных СМИ вошли акции движения за сохранение архитектурного облика С.-Петербурга «Живой город» и всероссийская экологическая акция «Блогер против мусора», о которой писали многие издания по всей России.

 

 

 



И еще несколько тенденций в освещении прессой социальных инициатив

Традиционная пресса практически не выступает, в данной проблематике, объединяющей и формирующей силой. Приоритет принадлежит New Media, способным в короткие сроки организовать и скоординировать стихийные гражданские инициативы.

В связи с популярностью антикоррупционной темы, в материалах 2011 года появилось достаточно большое количество публикаций разоблачительного характера.

Большее внимание прессы привлекает не сама социальная тематика, а скорее публичные персоны, которые курируют благотворительные проекты или являются учредителями некоммерческих организаций. Пресса муссирует личную жизнь известных людей, оставляя без внимания насущные проблемы добровольческих, социальных и благотворительных начинаний.

Подводя итоги можно с прискорбием констатировать, что если отбросить публикации-упоминания, скандальное муссирование событий личной жизни публичных персон, занимающихся благотворительностью, исключить пресс-релизы и анонсы - количество публикаций, которые действительно поднимали бы и выносили на суд общественности те проблемы, с которыми сталкиваются социально активные структуры, просто ничтожно.
Главный вывод по итогам исследования прессы 2011 года доля внимания средств массовой информации к социальной деятельности гражданских объединений и бизнеса остается крайне низкой.




 

©2000—2016
АО «Публичная библиотека»
Интернет-библиотека СМИ Public.Ru: мониторинг СМИ, обзор прессы, медиа-анализ
18+
Политика конфиденциальности
О библиотеке

    Rambler's Top100